Roman Catholic Parish of Saint Anthony in Belarus

Reviving the Catholic Church in Belarussia

[simage=92,200,n,left,]О существовании католических святынь в Шабунях до конца XVIII в. архивные документы не сообщают. При это, когда речь идет о уже действующей каплице (в документах XIX в.), то название звучит и как Шабуни, и как Шабуневщина.
А дело в том, что в этих краях есть деревни с обоими названиями. Шабуни распологаются в паре километрах по правому берегу реки Птич, на стыке границ трех районов: Узденского, Минского и Пуховичского, при северо-западной границе последнего. Но есть и д. Шабуневщина — она находится километрах в 15 к северо-западу от д. Шабуни, в юго-восточной части Дзержинского района. Однако о существовании католической каплице непосредственно в Шабуневщине не сообщают ни исторические источники, ни местные старожилы.

История же католической общины в Шабунях отсчитывется с конца XVIII в., когда верующие решили возвести тут собственную святыню. В 1796 г. на восточной окраине деревни была построена деревянная каплица, которая была освящена под титулом Святого Роха и приписана к Аннопольскому филиальному костелу (ныне Минский район и деканат) Минской кафедральной парафии.

Дата возведения каплицы — «1796» — была вырезана на пороговой балке. Обслуживание каплицы было поручено минским бернардинцам, которые отправляли богослужения и в Аннопльской филии. Со временем вокруг каплицы возникло и местное католическое кладбище, хотя не исключено, что каплицу построили на уже существующем погосте. (15-а, 17-е, 18)
По местному преданию во время страшной холеры, бушевавшей в этих местах, все жители застенка Шабуни, включая православных, на собранные деньги приобрели величественный образ Святого Роха. После установки этой иконы в алтаре каплицы эпидемия сразу же отступила. (18)

В 1829 г. старая каплица была перестроена, однако старинную пороговую оалку с датой построения святьши решили сохранить. В 1860 г. каплица вновь была перестроена, средства на реконструкцию выделил тогдашний владелец этих мест князь Витгенштейн. Видимо во время этой реконструкции святыня значительно увеличила свои размеры, поскольку ряд архивных документов того времени начинает называть ее «костелом». При этом дату «1796» на входе в каплицу упоминают как «бывшую, т.е. видимо тогда ставшую совсем ветхой балку порога все-таки пришлось заменить. (6, 10, 17в.-г)
[simage=38,200,n,left,]Реконструировался храм и в «свободу», в 1920 г., и в таком виде сохранился до наших дней. Сегодня каплица представляет собой квадратный санктуарий с 3-гранной апсидой и удлиненным бабинцем. при этом каждый из срубов накрыт отдельной 2-скатной кровлей (ранее была гонтовая, теперь шиферная). Над входным 4-колонным крыльцом возвышается четвериковая изящная башенка-сигнатурка под шатровой жестяной 4-скатной кровлей с крестом. Сакристия одна, пристроена к правой грани апсиды. Над входом хоры. Потолок над санктуарием коробчатый, над остальными объемами плоский. Образ храма не несет характерных стилевых особенностей и может считаться памятником народного деревянного зодчества. (18)
В конце 1930-х гг. многие католики из прихода, вместе с многочисленными верующими всей страны, были репрессированы. До 1993 г. в каплице еще находились старинные образа, но все было раскрадено, сохранились только рамы XVIII в.

Источиики:

1. «Nasze koscioły». Ks. J. Zyskar. Warszawa. 1913. (в 2 томах)
2. «Swiat». Tygodnik, Warszawa 1908. N52 (3-4)
3. Rouba N. «Przewodnik po Litwie i Bialejrusi». wyd. III Wilno. 1908.
4. Збор помнікау гісторыі i культуры Беларусі. Мн. 1987.
5. Ignacy (Jan) Borejko Chodzko. «Diecezja Minska okolo 1830 roku». Lublin. 1998.
6. Товаров А.В. Описание церквей и приходов Минской епархии. Мн. 1878-79.
7. Порядок богослужения для духовенства римско-католического исповедания Виленской Епархии на: а — 1878г., б — 1885г., в — 1895г.,
8. Рапановіч Я.Н. «Слоунік назваў насялённых пунктаў Мінскай вобласці». Мн. 1981.
9. Kalendarz na 1889 rok. Petersburg.
10. Słownik Geograficzny Królestwa Polskiego i innych krajów słowiańskich. T 1-14. Warszawa. 1880.
11. Энцыклапедыя Гісторыі Беларусі Мн. 1994-2001.
12. Ул. Дзянісаў. «Площадь Свободы в Минске». Мн. 1985.

Нацыянальны Гістарычны Apxiў Беларусі

13. Ф. 24. воп.1, спр. 468. Акт агляду Мшскага касцёла i парафи кс. Грыгорыем Тышкевічам. Інвентарнае апісанне Мінскага фарнага касцёла. 1636г.
14. Ф 43 «Минская губернская царкоўна-будаўнічая канцылярыя», воп.1,
спр. 72 Аб пабудове каменнай царквы на Троіцкай гары у г.Мінску. 1863г.
15. Ф. 136, вон. 1, спр.:
а — 14513. Ведамасць аб закрыцці рыма-каталіцкіх капліцаў па Барысаускім, Вілейскім, Ігуменскім i Мінскім паветах. 1839 — 43гг.
б — 27294. Аб пабудове новага касцёла на Залатой Горцы замест звятшалага. 1856-58гг.
в — 35800. Аб скасаванні рыма-каталіцкага касцёла у маёнтку Анопаль i перадачы яго у права- слаунае ведамства. 1882г.
16. Ф. 295, боп.1, спр. 3919. Аб скасаванні Анопальскага філіяльнага касцёла Мінскага павета. 1880-1904гг.
17. Ф. 1781, воп.2, спр.
а — 6717. Аб існаванні у маёнтку Анопаль Мінскага павета княгіні Радзівіл філіяльнага касцёла. 1886г.
б — воп.5, спр. 248. Аб пабудове Анопальскага касцёла Мінскай губерні 1907г.
воп.24, спр.:
в — 15721. Звесткі аб касцёлах i капліцах. 1864-69гг.
г — 15723. Аб парафiяльных касцёлах, колькасці парафіянаў, прасторы парафіяў i адлегласці між iмі. 1864г.
воп.26, спр.:
д — 1496. Візітнае апісанне мінскага катэдральнага касцёла Імя Найсвяцейшай Марыі Панны за 1907г.
ж — 1497. Візітнае апісанне мінскага касцёла Найсвяцейшай Тройцы на Залатой Горцы за 1908г.
з — 1498 інвентарныя вопісы касцёлаў Мінскага павета за 1907-14гг.
вoп.27, спр.:
и. — 220. Інвентары касцёлаў i парафiяў Мінскага дэканата за 1782-90гг.
к.- 256. Візіты касцёлаў белага i законнага духавенства Мінскага павета i губерні за 1797г.
л. -311. інвентары парафіяў i касцёлаў Мінскага павета за 1807-10гг.
воп. 32, спр.:
м — 3. «Ведамасць касцёлаў Мінскай губерні». 1806г.
н- 10. «Ведамасць касцёлаў Мінскай губерні». 1813-62гг.
18. Мясцовыя матэрыялы, парафіяльныя архівы, успаміны старажылаў.